понедельник, 8 февраля 2016 г.

Разведанные запасы прочности

В распоряжении "Ъ" оказались расчеты Минэкономики по прогнозу социально-экономического развития РФ, которые использовались при обсуждении антикризисного плана Белого дома (последняя его версия вчера была готова к внесению в правительство) и при подготовке поправок к действующему бюджету-2016, которые предположительно появятся в Госдуме в апреле 2016 года. Расчеты также содержат финальные предложения Минфина по текущей балансировке бюджета. Напомним, структура антикризисного плана такова, что часть финансирования его пунктов должна быть обнаружена Минфином в процессе исполнения бюджета — в расчетах Минэкономики указывается, на какие деньги может рассчитывать правительство при среднегодовой цене Urals в $40 за баррель (январская цена, напомним, составила около $28 за баррель). По той же цене Urals рассчитан и базовый прогноз Минэкономики.

Варианта бюджетных проектировок для $25 за баррель ("консервативный сценарий" проекта Минэкономики) не готовилось. Экономической катастрофы при этой цене ведомство Алексея Улюкаева не прогнозирует, однако проблема этого прогноза очевидна: при $25 за баррель бюджетный дефицит-2016 будет существенно больше, чем 5,1% ВВП (по приблизительным расчетам "Ъ", около 6-7% ВВП). В этой ситуации вынужденно проциклические меры по дальнейшему сокращению госрасходов и доходов бюджетозависимых слоев населения дополнительно усилят спад ВВП, что в расчетах Минэкономики, судя по всему, полностью не отражено.

В базовой версии прогноза Минэкономики ожидает в 2016 году спад ВВП на 0,8%, падение выпуска в промышленности на 0,3%, инфляцию в диапазоне 8-8,5%. В целом нефть по $40 за баррель должна принести некоторую стабилизацию темпов падения экономики, но, разумеется, не "отскок". Инвестиции в этом сценарии упадут в 2016 году на 6% (в 2015 году — на 8,4%), объем услуг населению сократится на 1,5% (в 2015 году — на 2,1%), реальная зарплата — на 3,5% (после 9,5% в 2015 году), реальные располагаемые доходы населения будут падать теми же темпами, 3,9% в год (в 2015 году 4%). Оборот розницы почти стабилизируется — прогноз падения на 2016 год составляет 2,9% против 10% 2015 года, производительность труда не изменится.

Ситуация при $25 за баррель Urals несколько хуже. Инфляция будет немного выше (в диапазоне 8,8-9,2%). Инвестиции в 2016 году в этом сценарии будут падать лишь немногим медленнее, чем в 2015-м (на 6,7% против 8,4% 2015 года), как и оборот розницы (5,9%). В услугах падение усилится до 3,1%, промышленность сократит выпуск на 1,1%. Наибольшим образом страдают в этом сценарии реальные располагаемые доходы населения — темпы их падения увеличатся до 4,7%, причем темпы падения реальных зарплат сократятся до 4,8% годовых: очевидно, речь идет о будущем обвале доходов предпринимателей и инвесторов.

Наиболее же интересны расчеты Минэкономики, согласно которым в консервативном сценарии ($25 за баррель Urals) производительность труда в России сократится на 1,9%. Из этого следует, что именно $40 за баррель при нынешней курсовой политике ЦБ возможны хотя бы какие-то выгоды российской промышленности от девальвации — при текущей цене нефти говорить об адаптации экономики к курсу и о новых преимуществах России как экспортера несырьевых товаров невозможно.

При этом текущий курс рубля к доллару Минэкономики считает заниженным: в базовом прогнозе среднегодовой курс составит 68,2 руб./$ (то есть при $40 за баррель при монотонном росте нефти рубль укрепится к концу года до $66-67 руб./$), в консервативном — 75,7 руб./$ (то есть будет незначительно укрепляться даже при некотором снижении нефтяных цен). Впрочем, эта стабильность явно временная.

Расчеты Минэкономики по платежному балансу в консервативном сценарии дают снижение импорта еще на 14,8% и денежных объемов экспорта на 35% (физические объемы даже при $25 за баррель, по этим прогнозам, не сократятся больше чем на 0,6%, а при $40 за баррель вырастут на 0,9%) — и указывают на сокращение втрое счета текущих операций (с $65,8 млрд в 2015 году до $22 млрд в 2016 году).

При наличии крупных международных резервов ЦБ дальнейшее сокращение текущего счета в 2017 году не должно вызвать нового сильного обвала курса, однако обнуление этого показателя грозит сильной волатильностью рубля через год и увеличивает риски смены курсовой политики ЦБ.

Впрочем, расчеты Минэкономики по данным Минфина показывают, что проблема-2017 явно больше и значительнее, чем проблема-2016, и при $40 за баррель решается на порядок сложнее, чем сейчас,— если вообще решается. Дефицит бюджета при $40 за баррель составит, по расчетам Минэкономики, 3,9 трлн руб., или 5,1% ВВП — ожидаемые доходы федерального бюджета составят 12,1 трлн руб. Предварительное решение по покрытию дефицита, принятое в Белом доме на прошлой неделе для варианта $40 за баррель, выглядит так. Из Резервного фонда, в котором сейчас по текущим курсам порядка 3,7 трлн руб., в 2016 году будет потрачено 2,1 трлн (соответственно, 1,5-1,6 трлн руб. останутся). Еще 873 млрд руб. должна в 2016 году принести "большая" приватизация (не считая плановой приватизации на 33 млрд руб.). Отметим, без продажи госпакета акций "Роснефти" выполнить этот показатель невозможно. Министр финансов Антон Силуанов отметил в субботу, что правительство может пойти на выпуск госдолга, обеспеченного доходами от будущей приватизации, что, впрочем, не меняет картины принципиально, а дает Белому дому лишь несколько дополнительных месяцев для ожидания лучшей конъюнктуры. Отметим, проектировки увеличивают чистое размещение госдолга в 2016 году с плановых 300 млрд руб. до 407 млрд руб.

Сократить расходы свыше уже анонсированного десятипроцентного сокращения (513 млрд. руб.) Минфину также удалось: на 200 млрд руб. предлагается снизить расходы по госпрограмме вооружений, на 105 млрд руб.— в ходе не раскрытых "тактических мер" по предложениям ведомства. Рост нормы выплаты дивидендов госкомпаний с 25% до 50%, равно как выплата "Транснефтью" дивидендов по МСФО, даст бюджету 175 млрд руб., рост собираемости НДС еще 73 млрд руб. Однако снижение плановых цен на нефть с $50 до $40 требует от бюджета реализовывать антикризисный план новыми расходами на 207 млрд руб., покрывать внеплановый дефицит Пенсионного фонда еще на 110 млрд руб. (и других структур на 33 млрд руб.).

Сухой остаток антикризисного планирования бюджета пока выглядит так. При нефти в $40 за баррель Белый дом сокращает расходы примерно на 0,7 трлн, продает на рынке активов на 0,9 трлн и занимает на 0,1 трлн руб. больше планируемого. Ни допиндексаций пенсий, ни масштабного стимулирования экономического роста, ни докапитализации ВЭБа, ни покрытия каких-либо крупных проблем банковской системы бюджет в 2016 году позволить себе не может. Но и говорить о том, что речь идет об одном годе трудностей, невозможно. При сходных параметрах курса и при $40 за баррель в 2017 году Минфину придется покрывать дефицит примерно на те же 3-3,5 трлн руб. при наличии в Резервном фонде всего 1,5 трлн руб.— приватизация на 2 трлн руб. или нетто-размещение госдолга на 3-3,5 трлн руб. в 2017 году представляются затруднительными.

Впрочем, при нефти в $25 за баррель аналогичная стратегия не работает с еще большей очевидностью: покрытие дефицита бюджета в 6-7% ВВП в течение двух лет не покрывается не только Резервным фондом, но и ФНБ. Отметим, в 2016 году, согласно антикризисному плану Белого дома, ФНБ распечатывается в пользу РЖД на символическую сумму 39 млрд руб. Очевидно, что без расходования ФНБ в 2017 году при сохранении цен на нефть даже в $40 за баррель Urals правительство не сможет. Вероятно, поэтому Минфин уже планирует увеличение налогообложения нефтяной отрасли на 2017 год.

Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько


Игра червячки 2011 онлайн бесплатно Mma футболки ufc

Комментариев нет:

Отправить комментарий